Участок без номера площадью 760 кв. саж. в верхней части имения Мисхор 27 августа 1908 г. взял в аренду дворянин Виктор Николаевич Радаков. На территории участка была построена дача в стиле модерн. Кандидат искусствоведения А. А. Шаханова предположила, что авторство виллы Радаковых принадлежит Л.М.Браиловскому. Это доказывают документы, представленные им для получения звания академика в 1916 г.1
До наших дней дача не сохранилась, однако участок, где она стояла, хорошо виден с Алупкинского шоссе.
В. Н. Радаков (1864–1929) был потомком сербского капитана Ивана Радакова, поступившего на военную службу в России в середине XVIII в. Окончил Харьковскую гимназию в 1883 г. и юридический факультет Харьковского университета, был избран земским гласным, с 1890 г. — почётным мировым судьёй. С 1903 г. был под негласным надзором. В 1905 г. вступил в кадетскую партию. 14 апреля 1906 г. был избран в Государственную Думу 1 созыва.
В.Н.Радаков – депутат I Государственной думы (1906 г.)
После роспуска Думы в июле 1906 г. подписал «Выборское воззвание» и был отстранён от должности председателя земской управы. Его дело разбирали в Харьковском суде и он три месяца отсидел в тюрьме. После отбытия срока с семьёй переехал в Крым. По всей вероятности, причиной переезда стало здоровье его жены Елены Петровны. Она занималась этнографией, представила доклад на XII археологическом съезде в Харькове в 1902 г. и организовала там выставку2. Вначале они жили на даче врача С. Я Елпатьевского в Ялте, а в в 1908 г. перебрались в Новый Мисхор, где построили дачу. Когда 10 мая 1910 г. Елены Петровны не стало, ее похоронили на кладбище Нарышкиных в Мисхоре. Летом 1912 г. В. Н. Радаков приехал в Москву к скульптору Анне Семёновне Голубкиной, чтобы заказать ей памятник для своей жены, о чём она сообщала в письме своей сестре: « у него умерла жена, хочет заказать мне памятник, и зовёт осенью с Хотяинцевой и с ним съездить в Грецию за мрамором. Как он плачет о своей жене, громко, как дети. Она и вправду была очень хорошая». Голубкина приняла заказ и весной 1913 г. писала Хотяинцевой: «Мне надо, чтобы там (в Новом Мисхоре) был Родаков, а то как же ставить без него»3.
Памятник на могиле Е.Н.Радаковой работы скульптора А.С.Голубкиной (из архивов авторов сайта).
Голубкина вырубила из мрамора изображение Христа, моделью для которого стал врач Кореизской больницы Константин Александрович Михайлов, которого она несколько раз приглашала позировать для создания горельефа. Памятник на могиле был открыт в 1913 г. До этого Голубкина дважды приезжала в Новый Мисхор к художнице Хотяинцевой — первый раз весной 1909 г., когда и познакомилась с семьёй Радакова. Второй раз ранней весной 1910 г., когда ещё была жива Елена Петровна. Восстановленный памятник можно увидеть на могиле Елены Петровны Радаковой.
После кончины жены Виктор Николаевич Радаков жил в Москве, уйдя с головой в политическую деятельность. Стал членом организации Всероссийский Земский союз, в годы войны был поглощён снабжением армии предметами первой необходимости и не имел возможности устраивать свои личные дела. 8 января 1914 г. в церкви Святого Успения в Ялте повенчался с разведённой дворянкой Анной Ильиничной Жуковской, урождённой Лизогуб, а 28 ноября 1915 г. написал прошение из своей дачи в Новом Мисхоре в Симферопольский окружной суд об узаконении их дочери Татьяны, рождённой 29 декабря 1913 г. Через три года у него родился и сын Дмитрий (1916–1977)4.
10 декабря 1916 г. дачный участок Радакова со всеми строениями и сооружениями с квитанцией на страховку на один год перешёл в аренду потомственному почётному гражданину Сергею Тимофеевичу Морозову (1860–1944), брату Саввы Тимофеевича. Договор был заключен в Москве: возможно, Радаков и Морозов сотрудничали во Всероссийском земском союзе.
Сергей Тимофеевич Морозов (1863-1944).
Сергей Тимофеевич происходил из знаменитой династии Морозовых, как и брат Савва, закончил в 1887 г. юридический факультет Московского университета. Совершил путешествие по Южному берегу Крыма со своим учителем и наставником В. Д. Поленовым, помогал В. Серову и И. Левитану, которому отдал свою мастерскую во флигеле матери Марии Фёдоровны на Трехсвятительском переулке в Москве, где Левитан жил до конца жизни и создал свои лучшие работы. В 1885 г. основал в Москве Музей кустарных изделий (впоследствии Всероссийский музей прикладного и народного искусства)5. Участвовал в финансировании журнала «Мир искусства», организации в 1902 г. Выставки архитектуры и художественной промышленности нового стиля.
Дачей в Новом Мисхоре Морозов владел до 1918 г. В 1924 г. вместе с женой Ольгой Васильевной Кривошеиной (1866–1953), сестрой бывшего министра земледелия, эмигрировал во Францию, где в Париже спустя несколько десятилетий и закончился их жизненный путь.
В 1918 г. Сергей Тимофеевич Морозов уступил право аренды дачи брату своей жены А.В Кривошеину.
А.В.Кривошеин и его сестра О.В.Морозова (урожд. Кривоешеина. Фото с сайта "Владыка Василий (Кривошеин), 1900-1985" (http://basilekrivocheine.org/photos/famille/).
Уже 28 июля 1918 г. Кривошеин оформил на неё страховку , а месяцем ранее сдал ее в субаренду семейству Грюнбергов, бывших управляющих издательства А. Ф. Маркса6. Вначале они жили на даче Браиловских, затем переехали на дачу Радаковых-Кривошеиных, уступив свои комнаты на первом этаже Судейкиным7.
Ольга Александровна Грюнберг (1887–1967) была урождённой баронессой Врангель, её сестра Людмила Александровна Кравцова — одной из основательниц курорта Батилиман на Южном берегу Крыма8. В условиях гражданской войны в Батилиман можно было добраться в основном пешком, что представляло большую трудность, поэтому там они остановиться не могли и выбрали Новый Мисхор. Отсюда они эмигрировали и жили в Париже.
А.В.Кривошеин участвовал в Белом движении, в мае 1920 г. был назначен исполняющим обязанности председателя сформированного в Крыму Правительства Юга России, с июня 1920 г. — председателем этого правительства и помощником главнокомандующего генерала П. Н. Врангеля. Вместе с врангелевской армией эвакуировался из Крыма, и вскоре, в 1921 году скончался в Берлине. У Кривошеина дача и была национализирована в 1920 г.9
Источники
1 РГИА. Ф.789. Оп. 11. Д.82. Браиловский Л.М. С.177.
2 Радакова Е. Отчёт о поездке по Старобельскому уезду. – Записки Харьковского университета, 1901 г., № 3, с. 17 – 22.
3 Галина Т. Лик Христа. Московский Мисхор и черноморские камеи. Анна Голубкина в Крыму. //Крымский альбом 2002. Историко-краеведческий и литературно-художественный альманах. С. 114-122.
4 ГАРК. Ф. 376. Оп. 5. Д.10511. По прошению Виктора Николаевича и Анны Ильиничны Радаковых. С. 3-5, 20, 30.
5 ГАРК. Ф. 334. Оп.1. Д. 4. Переписка конторы имения с арендаторами по вопросу передачи имений 1905-1916. С.2.
6 ГАРК. Ф. 334. Оп. 1. Д. 7. С.19 Страховые свидетельства на постройки, принадлежащие княгине Долгоруковой. 1916-1919. C.5.
7 Судейкина В.А. Дневник. 1917-1919. Петроград, Крым, Тифлис. Москва : Русский путь : Книжница, 2006. С.173, 243, 275.
8 Бедарева Г.Я. Батилиман-Ла-Фавьер.///III Дмитриевские чтения. Ялта, 1999. С.58-61.
9 ГАРК. Ф-Р.361. Оп. 1. Д. 39. Акты приёма и сдачи совхоз «Мисхор» при дер. Мисхор, бывшее Долгоруковой 1920-1922. С.20.
Симеиз
путеводитель по старым дачам
«Ласточкино гнездо»
история замка и его хозяев
Натурфилософия
Михаил Розанов, Андрей Карагодин