«Томсон Холь» Л.М.Браиловского

Дача «Томсон Холь» Л.М.Браиловского

446 кв. саженей
Браиловский Леонид Михайлович, художник
Браиловский Л.М.
построена 1905– 1906

Четыре дачи Нового Мисхора — Л. М. Браиловского, М. П. Чеховой, А. А. Хотяинцевой и В. Н. Радакова — объединяет не только то, что все они находились справа по течению речки Хаста-Баш: на самом верху, на последнем повороте дороги участок площадью 760 кв. саж. Радакова, ниже — Хотяинцевой, 604 кв. саж., западнее от неё, за дорогой — участки М. П. Чеховой, 400 кв. саж., и Браиловского, 446 кв.саж. Все дачи на этих участках были построены до 1908 г. по проектам одного архитектора – Леонида Михайловича Браиловского.

Леонид Михайлович Браиловский первым из четвёрки взял в аренду участок в поселке Новый Мисхор в 1905г., площадью 446 кв. саж.1 В 1906 г. построил 2-х этажную дачу из мраморовидного известняка, в которой можно было отдыхать и сдавать комнаты в наём. Это подтверждают и письма М. П. Чеховой к О. Л. Книппер-Чеховой: 18 июня 1906 г Мария Павловна писала: «Я, должно быть, простудилась у Браиловских на даче»2, а 16 сентября 1906 г. сообщала: «…собирается ко мне приехать бар. Иксукль, которая живёт на даче Браиловского вместе с Хотяинцевой»3.

Л.М.Браиловский. Вилла художника в Крыму. Фото из «Ежегодника общества архитекторов-художников», 1907 г.Л.М.Браиловский. Вилла художника в Крыму. Фото из «Ежегодника общества архитекторов-художников», 1907 г.

Дача Браиловских называлась «Томсон Холь». Вокруг дачи был посажен сад, в котором росла черешня. По воспоминаниям Веры Судейкиной, художники Сорин и Судейкин использовали сад как художественную мастерскую. Рисовали портреты на фоне цветов, цветы, ходили в сад за розами, чтобы рисовать натюрморты дома: «У них в саду вакханалия роз: на клумбах пышные кустики, целые деревья, на дому вьющиеся до крыши розы с падающими вниз ветвями, розы всех сортов и оттенков, пышные до неприличия» . Сорин предложил Судейкину написать картину дачи Браиловских с балкончиками, окнами, занавесками и цветущими розами на первом плане в виде «casa belle donna – дома прекрасной женщины, Серёжа очарован этой идеей и бежит домой за подрамником и красками. Он с увлечением набрасывает причудливые сочетания и работает, несмотря на наступающие сумерки»4.

Л.М.Браиловский. Вилла художника в Крыму. Фото из «Ежегодника общества архитекторов-художников», 1907 г.Л.М.Браиловский. Вилла художника в Крыму. Фото из «Ежегодника общества архитекторов-художников», 1907 г.

Увы, сама дача, построенная владельцем, Леонидом Михайловичем Браиловским, до наших дней не сохранилась. Известно, что комнаты дома были в основном светлые, большие, в одной из них была создана мастерская, в другой большая гостиная, в которой собирались деятели искусств и проходили многочисленные диспуты — особенно когда владельцы постоянно жили здесь с марта 1917 по апрель 1920 года.

Первый владелец Браиловский Леонид Михайлович

художник

Леонид Михайлович Браиловский (1867–1937) — живописец, график, архитектор и сценограф, преподаватель Московского училища живописи, ваяния, зодчества.

Л.М.Браиловский (1867-1937).Л.М.Браиловский (1867-1937).

Браиловский занимался изучением фресковой живописи в церквях Ярославля, Ростова, Новгорода, в 1909 г. был приглашён директором Императорских театров для создания архитектурных декораций для постановок Малого и Большого театров, создавал памятники на могилах А. П. Чехова на Новодевичьем кладбище в Москве и на могиле композитора В. С. Калинникова в Ялте. 24 октября 1916 г. он был удостоен звания академика5.

Гостеприимной хозяйкой дома в Новом Мисхоре выступала Римма Никитична Браиловская, урождённая фон Шмидт (1877–1959) — художница, владелица мастерской художественной вышивки в Москве (Хлудовский тупик, 8). Замуж за Браиловского она вышла в 1898 году. В Новом Мисхоре она демонстрировала всем свои ковры ручной работы, которые называла гобеленами.

В декабре 1917 и октябре 1918 г. дача Браиловских стала своеобразным штабом выставок «Искусство Крыма». В феврале и марте 1918 г. часть дачи Браиловских снимал П.Н.Врангель, о чем сообщил в своих воспоминаниях6. В мае 1919 г. Браиловские переехали в Ялту на дачу М. П. Чеховой, а затем на английском корабле в Константинополь7. В эмиграции Браиловские жили в Белграде, Риме, где Л.М.Браиловский и скончался в 1937 г.



Источники

1 ГАРК. Ф. 529. Оп. 1. Д. 47. с.10. Купчие карточки Ялтинского уезда за 1913 г.

2 О. Л. Книппер – М. П. Чехова. Переписка Москва : Новое лит. обозрение, 2016. Т. 1: 1899-1927. – 2016. 733 с. С. 211.

3 Там же. С. 225.

4 Судейкина. Дневник. Петроград. Крым. Тифлис. С. 146.

5 Шаханова А.А. Леонид Михайлович Браиловский: личность художника Серебряного века. Санкт-Петербург : Лики России, 2018.

6 Врангель П.Н. Воспоминания (в 2 ч.) Франкфурт-на-Майне, 1969. Ч.1. С.59.

7 Судейкина. Дневник. Петроград. Крым. Тифлис. С. 447.

Архивные фото

Карта из путеводителя В.М.Кузьменко "Новый Симеиз и его окрестности" (Москва, 1913)показать карту В.М.Кузьменкопоказать современную карту

Проекты GardenAcademia